Как мне надоело твое «КАК ДЕЛА?», мамочка…
Какие вопросы задавать ребенку? Мнение психолога о правильных фразах.
Давно известный факт, что не надо спрашивать ребенка «Как дела?» Но тот арсенал правильных вопросов, который, благодаря психологам, уже есть “на вооружении» у родителей, может со временем надоесть обеим сторонам: вопрошающей и отвечающей.
Я захотела придумать что-то новое. Вот, что у меня получилось. Это по сути простая игра в сходства и отличия.
Я предлагаю Верочке, своей младшей дочери, разговаривать на такие темы:
- Назови пять твоих сходств с твоей подругой.
- Чем похожи учитель по танцам и учитель по музыке? Будет ли у них пять сходств?
- Как изменяются твои мысли, когда ты в окружении ровесников и когда ты одна в своей комнате?
- Чем твой сегодняшний вечер отличается от сегодняшнего утра? Перечисли пять пунктов.
- Насколько твои эмоции на уроке английского отличались от тех, что были на арифметике? Хотела бы рассказать об этих эмоциях? (Мы дома пользуемся теорией Плутчика, где есть восемь базовых эмоций).
- Чем сегодняшние ароматы еды в столовой отличались от вчерашних? Вспомни пять ароматов.
Какие вопросы задавать ребенку?
Чаще всего, задумываясь над ответом, у ребенка случается инсайт/ открытие, когда он вдруг ярче начинает видеть очевидное. Поэтому важно знать, какие вопросы задавать ребенку.
Покажу на примере нас с Верочкой, как у нас сложился разговор о новой школе. Прошло две недели от начала учебного года, и я спросила: «Чем нынешняя школа отличается от предыдущей?». Вера назвала пять пунктов. Причем, она бы остановилась раньше, но, коль, задача стояла «пять», значит пять.
Цитирую:
-
В предыдущей не было формы, а в нынешней есть.
-
Правила существенно отличаются между собой.
-
Там не было дисциплины,😳 а здесь есть.
На третьем пункте хочется остановиться, чтобы пояснить. Первая учительница хорошо научила ребят. Чтобы усвоить знания важно их сначала услышать и понять. Дети привыкли сосредотачиваться в таких условиях.
Апрель-май Вера доучивалась в другом классе. Можно было достать игрушки на уроке, играть ими, ходить по классу во время урока, переговариваться.
Детям, которые там учились с самого начала, это было привычно. Они абсолютно комфортно себя чувствовали, а Вере трудно было концентрировать внимание и запоминать. Она часто говорила мне об этом, и мы вместе планировали, что ей обязательно удастся привыкнуть.
Во второй класс Вера пошла в новую школу, просто у нас так сложились семейные обстоятельства. Здесь детей в классе побольше и есть правила работать на уроке в спокойствии. Я не про ту тишину, где детей выключают фразой: «Встали, сели, рты закрыли!», а про нормальную комфортную здоровую обстановку.
Одним словом, рассказывать можно долго, а суть в том, что нашей Вере это откликнулось настолько, что она включила этот пункт в свой сравнительный анализ.
И заметьте, я ее не спрашивала: «Как ведут себя дети?» Был совершенно другой вопрос, благодаря которому я узнала существенно больше! Сохраните себе статью, чтобы не забыть, какие вопросы задавать ребенку.
Возвращаюсь к перечислению отличий:
-
В старой школе на переменах было так шумно, что у меня болели уши, перемены были очень длинными и мне хотелось, чтобы они поскорее заканчивались. Здесь перемены намного короче, но на них мы хорошо успеваем поиграть, потому что не орут.
-
Здесь дети добрее.
Конечно, пятый пункт тоже требует пояснения. Но текста будет на целый отдельный пост, не буду углубляться. Кратко скажу, что дело в восприятии ауры, общей атмосферы. Я тоже это чувствую, поэтому понимаю, о чем говорит Вера.
А теперь представьте, сколько всего я узнала нового о жизни своей дочери, о ее мыслях и чувствах! Сколько мы всего обсудили вместе! Этого бы точно не произошло, спроси я банально: «Как дела?» или даже: «Где тебе больше нравится?“
Что стоит за каждым вопросом?
!!За этим стоят очень ценные незаменимые вещи в отношениях родителей и детей: доверие, понимание, внимание друг к другу, слушание, умение слышать.
Смотрите на моем YouTube канале короткое видео «До чего доводит детей вопрос «Как дела»?»😊 — станет еще понятнее.
Я придумываю вопросы для Веры в контексте наших жизненных ситуаций.
У вас они могут быть такими же, похожими или совершенно другими, новыми, своими.
Хотите поделиться? Напишите в комментариях. Давайте обмениваться родительскими находками, складывать их в копилочку, чтобы не забыть. А главное, давайте ими пользоваться для доверия и взаимопонимания с детьми. Для радости общения с любимыми людьми, ведь отношения с детьми — это ПРО любовь.
Как избавиться от стресса и нервных расстройств | Евгения Корейба | психолог | спикер
Вы всегда можете обратиться ко мне, и я сформулирую вопросы конкретно для вашего ребенка. Консультации по любым трудностям детско-родительских отношений и семьи — это тоже ко мне. Напишите!
Интересная стать, спасибо
Когда общаешься с ребенком, важно задавать интересные и открытые вопросы, чтобы расширить его мышление. Например, можешь спросить о его любимых игрушках, чтении или о том, чему он научился в школе. Выслушай его и позволь ему быть креативным и выразить свои мысли. Это поможет укрепить вашу связь и развить его навыки коммуникации.
Когда общаешься с ребенком, можно задавать разные вопросы, чтобы узнать о его интересах, мыслях и чувствах. Важно выбирать вопросы, которые подходят его возрасту и уровню развития. Это помогает установить хорошую связь и понять, что занимает его внимание и в чем он нуждается в поддержке. Например, можно спросить, что ему нравится делать в свободное время, какие книги или фильмы ему интересны, о чем он мечтает, что его беспокоит или чему он хотел бы научиться. Это простые вопросы, которые могут поддержать диалог и помочь ребенку развиваться и выражать свои мысли.
Спасибо за интерес к воспитанию детей! Важно задавать ребенку открытые вопросы, которые позволят ему выразить свои мысли и чувства. Например, «Как ты себя чувствуешь?», «Что тебе понравилось сегодня?», «Чему ты научился сегодня?». Важно помнить, что слушать и поддерживать ребенка важно не только в повседневных делах, но и в их эмоциональном развитии.
Важно задавать ребенку открытые вопросы, чтобы он мог поделиться своими мыслями и чувствами. Это помогает укрепить связь между вами и понять, что его заботит или интересует. Важно быть внимательным к его ответам и поддерживать его в любом случае.
О Боже, какие вопросы я должен задавать своему ребенку? Надо узнать все! Как его день прошел? Кто с ним играл? Что он ел на обед? У него есть друзья? А что он хочет, когда вырастет? Мне нужно знать каждую мелочь из его жизни, иначе я никто!